По всей стране в делах о банкротстве все чаще применяют правовой институт cram down — судебного преодоления. Он позволяет суду дать должнику шанс восстановиться, даже если кредиторы настаивают на распродаже активов. РБК разбирался, как это работает
В российской судебной практике английское словосочетание cram down стало популярным в конце 2024 года — после того, как было упомянуто в определении судебной коллегии Верховного суда РФ по делу о личном банкротстве гражданки Ольги Захаровой. Там ВС РФ впервые внятно на всю страну сформулировал идею механизма судебного преодоления — возможности арбитражного суда утвердить экономически обоснованный план выхода из кризиса независимо от согласия большинства кредиторов (в том числе залоговых кредиторов), фактически преодолев их решение.
«Основная мысль в том, что суд — не молчаливый слушатель, как при классической модели состязательного процесса, а активный участник дискуссии и игрок с правом решающего голоса», — объясняет адвокат Арутюн Саркисян, руководитель направления «Реструктуризация и несостоятельность» «Некстонс СТП».
…
Павел Горошков

