Банкротство одного из супругов практически всегда приводит к попыткам кредиторов обратить взыскание на все совместно нажитое имущество семейной пары. Равно как и банкротство одной из «дочек» холдинга или группы компаний неизбежно влечет попытку привлечь все аффилированные структуры к субсидиарной ответственности по долгам банкрота — и затем в отдельных процедурах банкротят уже их в параллельных процессах. Глядя на это все, суды все чаще приходят к мысли, что вполне можно банкротить всех аффилированных должников — или обоих супругов — в одной общей процедуре банкротства. Прямо таких прецедентов пока не было, но шаг за шагом судебная практика приближается к этому формату. Уже появились судебные акты, в которых суды утверждают, например, мировые соглашения или план финансового оздоровления для целой группы компаний и граждан. РБК изучил наиболее яркие кейсы.
Арутюн Саркисян, адвокат, руководитель направления «реструктуризация и несостоятельность» «Некстонс СТП»:
«Банкротство супругов — это частный случай так называемой материальной консолидации, когда суд объединяет имущественные массы двух субъектов в интересах конкурсных кредиторов и скорейшего удовлетворения требований кредиторов.
Мы полным ходом идем по пути к банкротству группы компаний в интересах независимых кредиторов. К примеру, последнее время суды стали очень широко толковать критерий сделки «за счет имущества должника», поскольку под такие сделки начинают попадать не только сделки собственно самого должника, но и сделки лиц, входящих в группу должника, то есть фокус стал значительно шире, а пространство для злоупотреблений на стороне недобросовестных должников — уже».
…
Павел Горошков